Шахматный Всеобуч. Игра Первая. Методология Игры!

Алексей Ратушный
В чём смысл первой игры в целом?
Ребёнок сразу включается в действие и взаимодействие.
Он сразу входит в игру.
Он отождествляет себя с героем Игры!
Теперь я знаю ответы на многие труднейшие вопросы.
Почему не «Обжора» а именно «Маша и Глаша»?
Потому что в «Маше и Глаше» три действующих фигуры (практически – две!), а в «Обжоре» - девять, хотя практически – три!
Есть ли разница между двумя матующими фигурами, расположенными симметрично по обе стороны от Фёдора Алексеевича? Есть! Потому что играют либо левой, либо правой рукой. И правильный ход – это ход, совершаемый за более короткий промежуток времени. При падающем флаге это сказывается!
Имеет ли значение тщательная проработка техник?
Рассмотрим это на примере с девочками, расположенными по обе стороны от Фёдора Алексеевича. Первый ход практически вынужденный: «Посмотрим друг на друга!»
Затем первый шаг – «развод»!
Второй шаг – «увод». Третий шаг допускает три версии: «линейную», либо «ножницы», либо «уголок»!
Как правило, девочки сначала усваивают одну технику, затем вторую, затем – третью.
Здесь необходимо проявлять максимальное терпение!
Ошибка многих шахматных профессионалов состоит в том, что они недооценивают этот этап в формировании правильного отношения ребёнка к самому процессу обдумывания хода. В отличие от нас ребёнок ВПЕРВЫЕ встречается с этой задачей и необходимо дать ему время и практику разобраться во всём самостоятельно.
Мне повезло.
Я отчётливо помню, как Валерка Рыжий ставил мне один детский мат за другим, а я никак не  мог разобраться с тем, как избежать этого кошмара. Вряд ли есть что-либо более ценное, чем такие мгновения! Собственно здесь всё и решается! Главное: не спешить и ни в коем случае не подсказывать! Ребёнок должен это ПРОЖИТЬ, ПРОМЫСЛИТЬ И ПРОЧУВСТВОВАТЬ. И здесь я полностью согласен с Георгием Петровичем! (Щедровицким - для не припоминающих.)
Несколько слов о «скамеечке штрафников». В группе на занятии может быть чётное или нечётное число учащихся. Если чётное – на эти два стульчика садятся двое. Если нечётное – один. По жребию (тоже игра в игре – тянуть жребий с красной меткой!) Теперь проигравший бежит на скамейку, а с неё бывший штрафник занимает место выбывшего. Для случая двух мест стулья нумеруются – номер один и номер два - и первым бежит сидящий на номере первом, второй пересаживается на место ушедшего, а вновь прибывший занимает место номер два. Детям эта процедура очень нравится. Играют быстро и за занятие все успевают смениться несколько раз.
Общая методологическая картинка.
Вкопайте на поляне два столба на расстоянии  сорок метров друг от друга. Приведите на полянку класс и дайте детям задание пробежать от столба до столба и обратно тридцать раз. Вы получите группу уныло вразнобой бредущих детей с кислыми минами на лицах.
Теперь рядом с каждым из уже вкопанных столбов вкопайте в трех метрах еще по одному столбу. Приведите ту же группу, достаньте мяч и сообщите детям, что каждая пара столбов – «ворота» , а "забивание мяча в ворота" – это "гол". И просто разбейте их на две «команды». А теперь считайте, сколько раз они пронесутся с веселыми воплями от столба до столба, и попытайтесь их увести от этих столбов в учебный класс.
Девочки научившиеся играть в «Машу и Глашу» начинают учить этой игре своё окружение дома. Они играют в неё недели спустя после занятия. Им не нужно никакого домашнего задания. Это самодостаточная микроигра. И в ней ребёнок проживает все те эмоции, какие проживает и шахматист за «полноформатной» игрой.